В последние годы популярность пластической хирургии и косметических процедур возросла, особенно среди определенных демографических групп. Возрастной диапазон как мужчин, так и женщин, подвергающихся хирургическому вмешательству, увеличился с ростом числа людей старшего и младшего возраста, желающих исправить свою внешность гораздо чаще, чем когда-либо прежде.
Некоторые из причин роста рынка эстетической медицины могут быть связаны с открытиями, которые были сделаны в косметической промышленности. Сегодня есть намного больше процедур, больше методов для достижения желаемых результатов, больше клиник, открывающихся по всему миру, более высокий уровень успешного преображения, а стоимость операций в некоторых регионах даже снизилась. Стоимость увеличения груди в Турции и Таиланде сделало страны горячей точкой для медицинского туризма, и люди выезжают за границу для того чтобы стать красивее по дешевой цене. Однако может быть еще несколько основных психологических причин, побуждающих людей решаться на трансформацию внешности.
Психологические последствия эстетической хирургии могут зависеть как от мотивации человека к операции, а также от любых проблем психического здоровья, которые могли существовать до процедуры. Одной из проблем психического здоровья, которая часто возникает в мире косметической хирургии, является «дисморфия тела».
Дисморфия тела может возникать у одного процента населения планеты в целом, но в последние несколько лет эта цифра увеличивается. Данная проблема более распространена среди людей, желающих пройти пластическую операцию. Люди, которые имеют сильно искаженное представление о своей внешности, могут страдать от дисморфии тела. Это состояние может привести к другим неблагоприятным последствиям, таким как развитие расстройств пищевого поведения, депрессии, причинения себе вреда и увечья.
Одной из проблем психического здоровья, которая часто возникает в мире косметической хирургии, является «дисморфия тела»
В то время как сложности дисморфного расстройства тела (BDD) еще предстоит полностью понять, мы знаем, что оно связано с общим тревожным расстройством. Вместо того, чтобы просто зацикливаться на своих физических недостатках, люди с BDD, как правило, проявляют признаки депрессии и беспокойства в целом ряде аспектов своей жизни, особенно в социальной деятельности. Сходство между обсессивно-компульсивным расстройством (OCD) и дисморфией (BDD) привело к тому, что некоторые эксперты по психическому здоровью пришли к выводу, что причиной заболевания является генетическое расстройство или же химический дисбаланс в мозге.
Это одна из причин, по которой многие люди с дисморфией, выбирающие косметическую операцию, предпочитают проводить несколько процедур, а не одну. Эти люди нередко покидают операционную и обнаруживают потом еще больше физических «недостатков», которые они хотят исправить.
Помимо этих случаев, пластические хирурги выделяют еще несколько категорий людей, кому лучше отказать в операции или же посоветовать консультацию психолога. В эти группы входят:
Данным людям не стоит делать пластическую операцию, поскольку они решаются на этот шаг не из-за желания изменить внешность, а из-за глубоких эмоциональных проблем, которые операция не в силах решить.
Как не удивительно, но немало пациентов чувствуют себя несчастными в первые дни после пластической операции. В исключительных случаях может возникнуть послеоперационная депрессия.
Спустя 2-3 дня после операции физическое состояние пациента в целом улучшается, однако отечность и синяки всё еще присутствуют. Наличие припухлостей является первой причиной проявления депрессии. Некоторые специалисты называют такое психологическое состояние «Блюз третьего дня». Длиться оно может несколько дней или растягиваться на несколько недель. Эмоциональное состояние ухудшает стресс, истощение или разочарование в проявляющихся изменениях внешности. Наиболее тяжело этот период дается пациентам, которым предстоит многоэтапная коррекция (чаще это касается реконструктивной хирургии), поскольку для получения нормальной внешности этим людям нужно будет перенести еще не одну операцию.
Психологические эффекты, которые испытывают пациенты, в значительной степени зависят от целей, которые они ставили перед операцией
Пациентам стоит понимать, что такие «эмоциональные качели» действительно могут проявляться в постоперационном периоде. Нужно помнить, что наиболее сложные в этом плане дни — это первая неделя после пластики. Короткие прогулки, несложная активность помогут избавиться от этого психологического состояния намного быстрее.
Хотя пластическая хирургия часто рассматривается широкой публикой преимущественно в негативном свете, существует много людей, которые подвергаются операции и возвращаются к своей повседневной жизни с позитивными психологическими изменениями. Специалисты в области психического здоровья обнаружили, что психологические эффекты, которые испытывают пациенты, в значительной степени зависят от целей, которые они ставили перед операцией. Люди, которые гонялись за идеальным физическим совершенством, обычно были недовольны после операции, а другие и вовсе искали более радикальные меры для изменения своего внешнего вида.
Однако люди, которые обратились к хирургу с реалистичными ожиданиями и достижимыми целями, часто замечали значительные улучшения в своей самооценке и испытывали более высокий уровень удовлетворения своей внешностью (в зависимости от успеха операции). Ведь образ собственного «Я» не всегда соответствует с тем, как его воспринимают окружающие. Известно, что высокая самооценка позитивно влияет на результаты труда и взаимоотношения в социуме. Люди, которые недовольны своей внешностью, реже добиваются головокружительных успехов. В этом случае пластическая операция помогает повысить самооценку, ведь даже незначительные перемены во внешности (например, устранение лопоухости) способны привести к радикальным переменам в мироощущении человека.
Разница между положительным и отрицательным опытом зависит, прежде всего, от ваших ожиданий, от того, сколько вы инвестируете в свою операцию, и от поддержки, которую вы получите впоследствии.
послеоперационная депрессия — по-моему, это худшее, что может случиться с пациентом пластического хирурга. Чур меня!
а как вообще хирурги распознают людей с дисморфией? У них прям очевидное заболевание или врачу нужно как бы догадаться ?
да я думаю, что всем «сомнительным» пациентам хирурги в принципе отказывают, чтобы исключить риск возможного конфликта. Лично я бы именно так на месте хирургов поступала
мне кажется, с психологией в пластике сложновато. Всё-таки не всех НЕадекватных видно с первого взгляда. Я вообще читала, что некоторые люди, которые болеют этой самой дисморфофобией, наоборот, скрывают от хирургов этот факт и пытаются развести врача на операцию
я думаю, что преимуществ всё-таки больше. Остальные проблемы появляются только у людей, кто сам не понимает, для чего ему пластика
главное, чтобы хирурги не пользовались такими пациентами и не «разводили» их на дополнительные операции
Всё правильно хирург говорит. Если ожидать от операции чего-то супер-пупер идеального, то, конечно, будет выше вероятность, что тебе что-то не понравится в итоге. Наверное, все хирурги должны прорабатывать этот вопрос со своими пациентами