— ГРУДЬ БЕЗ ШВА. Метод нового времени. Телефон для записи: 8 800 500-98-34
18.01.2018 16:35

Пластический хирург Константин Липский

Комитет РОПРЭХ по этике помогает повышать качество оказания услуг

Александра Штольц
Пластический хирург Константин Липский

Профессиональные сообщества существуют в каждой отрасли, пластическая хирургия не исключение. Наиболее авторитетным объединением в нашей стране в данной отрасли является Российское общества пластических реконструктивных и эстетических хирургов (РОПРЭХ). В его составе несколько комитетов: программный, издательский, исполнительный, а также комитеты по обучению, связям и этике. Задачи каждого из них угадываются из названия, однако последний — комитет по этике — наиболее интересен и важен как для пластических хирургов, так и для их пациентов. Дело в том, что именно этот комитет занимается решением спорных вопросов между пациентами и членами профессионального сообщества. О работе комитета по этике мы поговорили с Президентом РОПРЭХ Липским Константином Борисовичем.

Корр.: Думаю, стоит начать разговор с небольшого экскурса в историю. Как и когда появилось данное сообщество?

Константин Липский: Российское общество пластических реконструктивных и эстетических хирургов было создано в 1994 году. Одним из основателей стал академик Николай Олегович Миланов, который тогда являлся руководителем отделения пластической хирургии Российского научного центра хирургии. 

В том же году был создан этический кодекс, который регламентирует поведение и взаимоотношения пластических хирургов (членов общества) с пациентами и между собой. Это означает, что при возникающих проблемах, например, возникающих нарушениях этого этического кодекса и при ситуациях, когда, допустим, пациент недоволен результатом лечения того или иного члена общества, то он может обратиться с жалобой в этический комитет, который эти жалобы рассматривает. Сотрудники комитета стараются делать это очно, лично встречаясь с обеими сторонами конфликта. Понятно, что не всегда это возможно в связи с большим размером нашей страны. Поэтому в идеале вопросы решаются в очном порядке. Если такой возможности нет, комитет работает заочно — при получении документов, которые подтверждают факт проведения тех или иных операций, осложнений или каких-либо проблем, на которые жалуются пациенты.

Часто всё решается на досудебном этапе, потому что большинство проблем возникает из-за недопонимания сторон или из-за разного рода технических сложностей. Этический комитет всегда пытается урегулировать споры между пациентом и хирургом или помочь пациенту решить его проблему, если за помощью или за коррекцией к своему хирургу он обращаться не желает.

Иногда пластические или реконструктивные вмешательства влекут за собой необходимость сделать какие-либо корригирующие операции, однако не всегда пациент и хирург находят общий язык. Все эти споры реально решить при помощи этического комитета, а также понять кто прав, а кто виноват. Также бывают споры между врачами. Это уже касается этики, поведения во взаимоотношениях самих хирургов.

Этический кодекс РОПРЭХ регламентирует поведение и взаимоотношения пластических хирургов с пациентами и между собой

Корр.: Когда учреждали комитет по этике, какова была изначальная главная цель его создания?

Константин Липский: Основной целью при создании этического комитета, конечно, было решение вопросов, связанных с основным видом деятельности общества. То есть это контроль, или, скорее, улучшение качества оказания медицинской помощи в сфере пластической хирургии. Сейчас это один из механизмов, который помогает сохранять внутри общества высокий уровень оказания помощи, потому что любой пациент, который жалуется обществу может рассчитывать на помощь. 

Согласно уставу, этический комитет может решить вопросы, только если пациент жалуется на члена РОПРЭХ. Ведь хирург, не состоящий в обществе, нам не подотчетен и в такой ситуации самостоятельно мы помочь никак не можем. Единственный вариант, как мы можем внести свой вклад в решение проблемы, возникает, если суд назначит судебную экспертизу. Тогда общество даёт экспертное заключение, даже если это касается не члена общества. Таким образом, мы пытаемся контролировать качество оказания услуг пластической хирургией внутри нашего сообщества — это и есть основная цель этического комитета.

Корр.: Сколько специалистов сегодня состоят в РОПРЭХ?

Константин Липский: Сегодня их более 650 человек. За последние два года членов общества стало больше порядка на 100 человек. Всего же в России работает около 1200-1400 специалистов, которые имеют сертификат пластического хирурга или называются пластическими хирургами.

Корр.: Скольким пациентам получилось помочь в урегулировании спорных ситуаций?

Константин Липский: За последний год этический комитет рассмотрел 13 жалоб. Практически все жалобы, все вопросы удавалось решить на досудебном этапе. Комитет по этике смог урегулировать ситуацию между пациентом и хирургом, помочь пациенту в решении вопроса. Да, это не очень большое количество заявлений. Наверняка проблем возникает гораздо больше, но, видимо, пациенты либо не знают о такой возможности, либо, быть может, такие ситуации возникают не с членами общества. 

Пластический хирург Константин Липский

Корр.: Константин Борисович, расскажите о том, как действовать пациенту, если у него возник спорный случай. Куда ему обращаться?

Константин Липский: Надо зайти на сайт РОПРЭХ в раздел «подать жалобу». Далее заполняйте форму, в которой желательно сразу указать суть проблемы, сразу приложить документы, главный из которых — это фотографии до и после операции. Опишите, в чем заключается проблема. Естественно, должна быть указана фамилия пациента и доктора, с кем возник конфликт.

Далее эта жалоба поступает в этический комитет. По мере накопления количества обращений назначается заседание комитета. Обычно это происходит 3-4 раза в год. Если речь идёт о каких-то экстренных случаях, то члены комитета собирается в онлайн-режиме через интернет-ресурсы, этот вопрос решается. Мы стараемся по возможности вызывать на комитет и пациента, и хирурга, потому что на личной встрече гораздо проще решить все проблемы, нежели пытаться делать это по документам. Хотя и по ним ситуация бывает ясной.

Корр.: Ну вот пациент подает заявку. Что он затем должен сделать?

Константин Липский: После заявки пациенту практически сразу приходит ответ, что информация принята к работе. Потом требуется некоторый период, чтобы подошло время для очередной встречи этического комитета. Может потребоваться от 2 недель до месяца. Такая задержка связана с тем,  что члены этического комитета — это практикующие пластические хирурги. В силу работы они не всегда могут мгновенно реагировать. Мы стараемся отвечать оперативно, помочь, но вот официальное решение требует ответа именно этического комитета.

Корр.: Мы говорим о решениях, а какой конкретный пример? В чем оно заключается? Повторная операция, возврат денежных средств?

Константин Липский: К сожалению, зачастую большее количество жалоб связано с межличностными конфликтами пациента и доктора. Возникает какое-то недопонимание, обиды, которые не позволяют им наладить коммуникацию и решить вопрос. Они бывают связаны с необходимостью проведения небольшой корригирующей операции, или недопонимание ситуации пациентом и/или доктором. Поэтому такое вот сведение сторон и налаживание коммуникации между пациентом и доктором — это очень важная составляющая решение проблемы, или иногда им и является. Конечно, бывают ситуации, когда приходится убеждать доктора в необходимости самостоятельно оплатить какие-то траты на восстановление. Если такова рекомендация этического комитета, то эти предписания хирургами выполняются.

Корр.: Вы упомянули, что, если доктор не является членом РОПРЭХ, вы можете выступить в качестве организации, которая представляет экспертизу. Можете немного рассказать об этом?

Зачастую большее количество жалоб связано с межличностными конфликтами пациента и доктора

Константин Липский: В настоящее время в суде дела такие рассматриваются, и, я думаю, что их будет больше. Решения этих дел основаны на экспертной оценке, которая производится судебно-медицинскими экспертами, официально, по запросу суда. К сожалению, результаты подобной экспертизы не всегда профессиональны, потому что специалистов, которые могут дать специализированное заключение по пластической хирургии, недостаточно. Даже в рамках страны это ничтожное количество. Поэтому суды, если они знают о нас, что есть РОПРЭХ и к нам можно обратиться за экспертной оценкой, они обращаются. Но в большинстве случаев такие запросы поступают в обычные судебно-медицинские экспертизы. И в связи с этим мы на ближайшем съезде как раз собираемся этот вопрос решить и приступить к созданию экспертного совета при РОПРЭХ, который сможет давать квалифицированное заключение. 

Корр.: Может ли пациент по собственному желанию сделать экспертизу в любой организации, какой захочет?

Константин Липский: Да, пациент может сделать экспертизу, где он захочет, но, к сожалению, это не всегда принимается во внимание суда. Основное решение принимается именно по данным официальной экспертизы, той, куда суд отправил официальный запрос.

Корр.: Я правильно понимаю, что пациент не может сказать, чтобы суд направил официальный запрос в конкретную организацию? Суд самостоятельно решает, куда он направляет запрос?

Константин Липский: Когда мы получили последний запрос на такую судебно-медицинскую экспертизу, запрос пришёл из суда. Они знали, что есть такое профессиональное общество или, быть может, пациент подсказал. В принципе, это реально — попросить. 

Корр.: Последний вопрос. Что бы вы могли порекомендовать, посоветовать пациентам, которые столкнулись с такой неприятной ситуацией, когда результат пластической операции их не удовлетворил?

Константин Липский: РОПРЭХ всегда готово разобраться в такой ситуации и помочь пациентам. Независимо, состоит ли тот хирург в обществе или нет. В любом случае мы можем посоветовать и оказать посильную помощь в ситуации. Когда такая проблема возникает с членом общества, подавайте жалобу в комитет, решение обязательно будет найдено. Мы всегда будем помогать таким пациентам и решать эти вопросы.

Читайте также

Комментарии