23.12.2019 18:36

Пластические хирурги используют искусственный интеллект

Специалисты обращают внимание на спорные результаты применения алгоритмов

Елена Назарова
Пластические хирурги используют искусственный интеллект

Сегодня многие пластические хирурги объединяют фотографии «до» с искусственным интеллектом, чтобы создать трехмерное изображение лица пациента, которое будет реалистично отображать все движения и выражения. Затем проводится анализ особенностей внешности человека и клиенту сообщают процент увеличения привлекательности, которого он мог бы достичь, при проведении той или иной операции.

В Соединенных Штатах врачи провели около 17,7 миллионов операций в прошлом году, и, по оценкам Американского общества пластических хирургов, пациенты потратили около 16,5 миллиардов долларов именно на бьютифицирующие коррекции внешности. По этой причине многим хирургам интересен любой инструмент, способный повысить их и без того прибыльный бизнес, и все чаще эти инструменты так или иначе включают интеллектуальные системы, которые способны учиться, действовать и рассуждать сами.

Многие из конференций по пластической хирургии, которые состоялись в этом году, включали в себя сессию об искусственном интеллекте. Но некоторые эксперты говорят, что передача функции по условной оценке красоты алгоритму может быть не очень хорошей идеей.

«Использование искусственного интеллекта в эстетических оценках может разрушить культурное разнообразие красоты», — написал пластический хирург доктор Юнген Коимидзу в мартовском выпуске журнала «Пластическая и реконструктивная хирургия» за 2019 год.

Дело в том, что многие маркетинговые компании используют искусственный интеллект, чтобы ориентироваться на потенциальных клиентов (во всем — от моделирования поведения до прогнозирования и анализа больших данных). Эта технология иногда используется даже до того, как пациенты впервые посещают клинику. Доктор из США Хизер Левитес применила стартап анализа настроений под названием Cognovi Labs, где ее отец — главный операционный директор, для анализа сообщений в социальных сетях, в которых упоминаются ключевые слова по пластической хирургии. Искусственный интеллект отобрал твиты на наличие ключевых слов, таких как липосакция и увеличение груди, и проанализировал их, чтобы определить, что интересует потенциальных клиентов и к каким операциям у них смешанные чувства. ИИ классифицировал полученные данные, используя шесть разных эмоций; удивление, гнев, радость, отвращение, страх и грусть. Затем он отсортировал данные в три метрики; осведомленность, вовлеченность и мотивация — чем выше мотивация пользователя, тем больше вероятность, что он выполнит процедуру.

Хизер была удивлена результатами. Пользователи соцсетей были очень хорошо знакомы с ринопластикой, но инструмент Cognovi Labs обнаружил сильную негативную реакцию на эту операцию. «Мы должны затронуть кости носа для проведения этой процедуры, и это вызвало гнев и разочарование. Хотя на самом деле пользователи думают об остеотомии как о чем-то страшном, на самом деле это безопасная коррекция в руках профессионала», — говорит Левитс, отмечая, что она потенциально может использовать полученные данные и писать образовательные посты на эту тему в соцсетях.

Некоторые хирурги используют искусственный интеллект как алгоритм, который проводит для пациента «оценку красоты» (часто основанную на принципах золотого треугольника) перед операцией. Например, повторное сканирование их лица после эстетической коррекции может дать количественные данные о том, насколько красивее они стали. Потенциально это может защитить хирургов от судебных исков со стороны пациентов, которые недовольны работой доктора.

Эта же возможность может быть использована для прогнозирующего моделирования изменения внешности от предоперационной стадии до послеоперационной, как отмечалось в статье, опубликованной в 2014 году, — чтобы увидеть, повысит ли привлекательность пациента желаемая операция.

«Количественное измерение эстетических улучшений может не только установить ожидания, но и отговорить пациентов от прохождения процедур, которые предлагают незначительное улучшение. Если программа покажет, что вы станете красивее только на 2%, вы можете задуматься, стоит ли операция вашего времени и энергии», — объясняет доктор Джонатан Каневский.

Измерение уровня привлекательности имеет много практических применений — но кто решает, что такое красота?

Доктор Коимидзу в своей статье высказывал опасения по поводу оценки привлекательности человека искусственным интеллектом. Специалист обеспокоен тем, что хирурги могут улучшить лица, чтобы соответствовать европейскому, западному идеалу привлекательности. Результат? «Маргинализация ценностей красоты в других культурах», — предупредил он.

«Невозможно быть совершенно свободным от предубеждений, когда люди размышляют о привлекательности», — добавил Коимидзу, отметив, что большинство алгоритмов ИИ искажены из-за предвзятого этнического и гендерного соотношения.

Читайте также

Комментарии