28.12.2021 17:08

4 гена контролируют форму человеческого носа

Эти знания будут полезны для судебной медицины

Алина Березовская
4 гена контролируют форму человеческого носа

В футуристическом фильме «Гаттака» представители правящего класса генетически созданы, чтобы стать физически совершенной версией своих родителей. Они такие же стройные и высокие, как модели, с идеальными скулами, квадратными челюстями и густыми блестящими волосами. Когда в 1997 году вышел фильм, идея «дизайнерских младенцев» все еще была надуманной. Анализ ДНК все еще находился на начальной стадии, и миру оставалось еще несколько лет до секвенирования первого генома человека, не говоря уже о функции конкретного гена.

Но за прошедшие более 20 лет понимание нашей собственной ДНК и того, как она работает, резко выросло, и ученые открыли огромное количество генов, контролирующих нашу внешность. Теперь мы знаем, что большинство голубых глаз происходит из-за изменений в гене, известного как HERC2, которые произошли в каменном веке, что классическое ирландское сочетание рыжих волос и светлого лица происходит от MC1R, а густые азиатские волосы, по-видимому, происходят от EDAR. Есть по крайней мере восемь генов, которые связаны с цветом кожи, более 20 влияют на рост и ряд влияют на вес.

Кроме того, ученые сообщили, что они обнаружили четыре новых гена, которые влияют на одну особенность нашего лица, которую часто хотят улучшить: носы.

Каустубх Адхикари и соавторы научного исследования заявили, что эта работа имеет важное значение, например, для понимания эволюции человека:

«Физические антропологи уже давно использовали эту вариацию для изучения разнообразия человеческого населения, включая возможность того, что на эти особенности повлияла адаптация к окружающей среде. Также было высказано предположение, что разнообразие человеческих лиц могло частично развиться для облегчения индивидуального распознавания, ключевого аспекта социального взаимодействия».

Известные гены

Гены, определяющие форму человеческого носа, были идентифицированы в ходе научного исследования. Эти четыре гена в основном влияют на ширину и остроту носа, которые сильно различаются в разных популяциях. Новая информация дополняет наше понимание того, как эволюционировало человеческое лицо, и может способствовать развитию судебно-медицинских технологий ДНК, которые создают визуальные профили на основе генетической структуры человека.

В исследовании, опубликованном в специализированном издании Nature Communications, проанализировано население из более чем 6000 человек разного происхождения по всей Латинской Америке, чтобы изучить различия в нормальных чертах лица и определить гены, которые контролируют форму носа и подбородка.

Исследователи идентифицировали пять генов, которые играют роль в контроле формы конкретных черт лица. DCHS2, RUNX2, GLI3 и PAX1 влияют на ширину и остроту носа.

«В нескольких исследованиях изучается, как развиваются нормальные черты лица, и те, которые изучали только европейские популяции, демонстрируют меньшее разнообразие, чем группа, которую мы анализировали в новом исследовании. Мы обнаружили определенные гены, которые влияют на форму и размер индивидуальных черт, которые не видели раньше.

Определение роли, которую играет каждый ген, помогает нам составить вместе эволюционный путь от неандертальца до современных людей. Это приближает нас к пониманию того, как гены влияют на то, как мы выглядим, что важно для прикладного значения судебной экспертизы», — объясняет первый автор отчета, доктор Каустубх Адхикари.

4 гена контролируют форму человеческого носа

У людей разная форма черт лица в зависимости от их генетического наследия, отчасти это связано с тем, как окружающая среда повлияла на эволюцию генома человека. Нос, например, важен для регулирования температуры и влажности воздуха, которым мы дышим, поэтому различные формы были разработаны для более теплого и прохладного климата.

«Долгое время предполагалось, что форма носа отражает среду, в которой развивались люди. Например, сравнительно более узкий нос европейцев был объяснён как адаптация к холодному и сухому климату. Идентификация генов, влияющих на форму носа, дает нам новые инструменты для изучения этого вопроса, а также эволюции лица у других видов. Еще это может помочь нам понять, что идет не так с генетическими нарушениями, связанными с лицевыми аномалиями», — объяснил профессор Андрес Руис-Линарес из UCL Biosciences, руководивший исследованием.

Команда собрала и проанализировала образцы ДНК у 6630 добровольцев из когорты CANDELA, набранных в Бразилии, Колумбии, Чили, Мексике и Перу. После начального мониторинга размер выборки составил 5 958. В эту группу входили лица смешанного европейского (50%), коренных американцев (45%) и африканского (5%) происхождения, что привело к значительным различиям в чертах лица.

И мужчин, и женщин оценивали по 14 различным чертам лица, и анализ всего генома выявил гены, определяющие различия во внешности.

В подгруппе из 3000 человек были оценены черты лица с помощью трехмерной реконструкции лица, чтобы получить точные измерения черт лица, и результаты идентифицировали те же гены.

В ходе исследования были выявлены гены, которые участвуют в росте костей и хрящей, а также в развитии лица. GLI3, DCHS2 и PAX1 — это все гены, которые, как известно, управляют ростом хряща. GLI3 дает самый сильный сигнал для контроля ширины ноздрей, DCHS2, как было обнаружено, контролирует «остроту» носа, а PAX1 также влияет на ширину ноздри. Было замечено, что RUNX2, который стимулирует рост костей, контролирует ширину переносицы.